Любимые музыкальные работы о птицах. №1. "Пение птиц". Эдисон Денисов. Э. Денисов: «Вся пьеса сделана на материале пения птиц, звуков леса, а также некоторых электронных звучаний. Электронный материал использован крайне деликатно: только некоторые красочные пятна и кластеры. Партия солиста записана графически, символами, которым соответствуют разные способы звукоизвлечения на струнах и клавишах фортепиано или какого-либо другого инструмента по желанию исполнителя. Символы расположены в виде концентрических колен и «прочитываются» солистом от края к центру». "...звучание этой пьесы создаёт иллюзию леса, в котором слышны шумы, шорохи, гул, трели и щебетание птиц. Последних Денисов отобрал из антологии «Голоса птиц в природе», составленной Б.Вепринцевым. Переписав их с грампластинок, он смонтировал птичьи голоса с электронными звучаниями путём изменения скоростей на четырёх магнитофонах и склеивания фрагментов плёнки. Затем эта электронная фонограмма (конкретная музыка) соединялась со свободной импровизацией на подготовленном рояле (алеаторическая музыка). Для достижения нужного эффекта между струнами рояля вставлялись монеты, каучук, фетр, болты и шурупы, изменявшие его тембр". (Учебное пособие для бакалавров вмоу, Ташкент 2008) Холопов/Ценова: "Исполнитель импровизи­рует по заданной ему канве в относительно определенной по­следовательности шести графических фрагментов, нотирован­ных в форме годичных колец на срезе дерева, когда вокруг внутреннего кольца располагаются еще пять. Формы и размеры фигур возбуждают фантазию исполни­теля-импровизатора, указывая также на различные способы звукоизвлечения согласно произведенной, всякий раз по-сво­ему, подготовке фортепиано (клавесина, гитары или пр.). На каждом кольце изображены фигуры с определенным взаимодействием их в разных частях. Так, первое, внешнее кольцо явно корреспондирует с последним, маленьким внутренним. Это предполагает сокращенную репризу, длина кольца строго пропорциональна временной величине фрагмента. Второе кольцо несколько родственно четвертому, третье — отчасти повторяется в пятом... Согласно авторскому указанию каждое из колец соответ­ствует и определенному сегменту магнитофонной пленки (l sm2 = 1 sec.). Продолжительность каждого кольца постепен­но уменьшается: I — 2’18", II — Г53", III — 1’28", IV — 1’03", V −38", VI — 13". Порядок исполнения следующий: пианист начинает играть одновременно со включением пленки и сначала озву­чивает знаки внешнего кольца, причем он может вступить в любом месте, тем самым выбирая себе и определенный ради­ус перехода на внутренние кольца. Движение внутри кольца совершается по часовой стрелке. С фигурами на каждом из колец синхронизированы секции ленты, которых соответственно тоже шесть. Так, например, с однозвуками, арпеджио и кластерами внешнего кольца соединяются звуки шума леса и высокие голоса птиц. При исполнении второго кольца слышны голоса других птиц с более причудливыми контурами звучаний. В четвертом кольце можно расслышать пикантную деталь — солирующих лягушек. При шестом кольце в партии пленки тоже реприза, снова шелест леса, дробь дятла. Главная художественная проблема пьесы «Пение птиц» -это богатое поле взаимодействия звуков природы и услов­но-художественного звука музыкального инструмента. Между голосом птицы или шелестом леса, с одной стороны, и тоном рояля — с другой, лежит пропасть; они кажутся несовместимы­ми, взаимоотталкивающимися...Однако благодаря записи на магнитофонную ленту и электронной трансформации звуков леса, трансфор­мации звуков на подготовленном рояле, игре на струнах и всевозможным сонорным эффектам те и другие сближаются, начинают взаимодействовать и даже иногда сливаться в отно­сительно однородное звучание. Свободная ритмика дает воз­можность гармоничного соответствия между ритмами певцов лесной чащи и пассажами современного подготовленного му­зыканта-импровизатора. Для пианиста открывается вдохно­вляющая перспектива в процессе музицирования образовать гармоничный ансамбль со звуками природы, имитировать фугатно или даже стреттно россыпи и трели лесных пташек, то есть в буквальном, а не переносном смысле слиться душой с природой, с голосами «служителей внематериальных сфер», как называл птиц Оливье Мессиан". https://www.youtube.com/watch?v=NjhonWmufPE

Теги других блогов: музыка птицы композиторы